Постоянно действующий открытый семинар
"ЭЛЕКТРОННЫЕ  СИСТЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ"

 

Семинар № 9 (16 февраля 2011 г.) 
"Актуальные вопросы подготовки специалистов в области систем безопасности"

В рамках постоянно действующего открытого семинара “Электронные системы безопасности”  16 февраля 2011 г. состоялся семинар на базе кафедры пожарной автоматики Академии ГПС МЧС России.

 

Рабочий президиум семинара

Доктор технических наук, профессор, Анатолий Николаевич Членов - председатель семинара;

Доктор технических наук, профессор Фёдоров Андрей Владимирович ‑  заместитель председателя семинара.

Кандидат технических наук,   доцент Татьяна Анатольевна Буцынская ‑ секретарь семинара.

 

В работе семинара приняли участие представители следующих организаций:
кафедра пожарной автоматики, УНК АСИТ Академии ГПС МЧС России , Воронежский институт МВД России, НП  Гильдия "Безопасность", НОУ "Институт электронных систем безопасности", НОУ "Такир", Экспертный центр ООО ПБС.

 

Семинар открыл профессор Членов Анатолий Николаевич.

Он приветствовал участников семинара "Электронные системы безопасности", объявил состав участников и порядок выступлений.

По теме семинара  он отметил, что в Академии ГПС МЧС России, в частности, на кафедре пожарной автоматики, проводится активная работа по совершенствованием процесса подготовки специалистов пожарно-технического профиля высшей квалификации

В рамках работы создана автоматизированная система обучения (АСО) для изучения специальной дисциплины "Производственная и пожарная автоматика" на кафедре "Пожарная автоматика" Академии  ГПС МЧС России.

Представленной  технической разработке, защищенной 3 патентами на полезную модель, предшествовали длительные научные  исследования в рамках двух НИР по плану Академии ГПС МЧС России в период с 2007 по 2009 гг.

Материалы исследований и разработки использованы в двух подготовленных диссертациях – одной на соискание ученой степени доктора технических наук и одной на соискание ученой степени кандидата технических наук.

В процессе практической реализации  запатентованных технических решений проведена разработка специального программного и методического обеспечения. Разработано  учебно-методическое пособие по применению автоматизированной системы обучения для проведения лабораторных работ.

Результаты разработки использованы в учебном процессе Академии ГПС МЧС России, а также, а также других образовательных учреждений МЧС России, осуществляющих подготовку специалистов пожарной безопасности.

 

Доктор технических наук, доцент Воронежского института МВД России Дровникова Ирина Григорьевна отметила, что радикальные изменения в экономической системе России в русле проводимых рыночных преобразований, начатые в 90-е годы XX века, породили и соответствующие изменения в политике, в системе российского права, в социальной среде, что привело к росту проявлений угроз криминогенного, техногенного и иного характера, появлению новых видов угроз, сопутствующих рыночным отношениям. Это ставит на повестку дня проблему совершенствования систем безопасности, прежде всего, охранной, как основы обеспечения безопасности страны.

Системы охранной безопасности представляют собой организационно-технические системы охраны и безопасности объектов, формируемые компаниями – государственными организациями, ассоциациями и (или) частными охранными предприятиями, специально уполномоченными для оказания услуг в сфере обеспечения охранной безопасности. Крупнейшей компанией, успешно реализующей более половины потребительского спроса в России, является вневедомственная охрана (ВО) при органах внутренних дел (ОВД) Российской Федерации. Сформировавшаяся за десятилетия становления и развития система профессиональной подготовки кадров для ВО определяет уровень подготовки специалистов для систем охранной безопасности в стране.

В последние годы в деятельности ВО произошли значительные изменения. Они заключаются в следующем.

Существенно возросла значимость ВО в сфере обеспечения охранной безопасности. На сегодняшний день это крупнейшее по численности (220 тыс. человек, из которых более 157,5 тыс. аттестованного состава) структурное звено в системе МВД России, обладающее большим экономическим, техническим и кадровым потенциалом. При этом, входя в состав системы имущественной безопасности России и не имея аналогов в странах дальнего зарубежья, подразделения ВО образуют самостоятельную, целостную иерархическую структуру, объединяющую в себе черты, как государственного правоохранительного института, так и хозяйствующего на рынке охранных услуг субъекта.

Специфика решаемых задач и реализуемых функций привела к многоаспектности деятельности ВО, для которой сегодня необходим инновационный тип управления, характеризующийся высоким уровнем образования специалистов, творческой обстановкой, новаторством, готовностью к разумному риску и гибкому реагированию на изменения в среде функционирования.

Особенностью деятельности ВО в настоящее время является значительно возросшая роль современных технических средств противокриминальной и противопожарной защиты объектов и имущества, что требует высокого уровня профессиональной компетентности сотрудников в их эксплуатации.

Следует подчеркнуть, что от качества подготовки специалистов в современных условиях рыночных отношений с учётом формирования комплексного подхода к оказанию охранных услуг, освоения новых технологий в области безопасности, внедрения эффективных технических средств охраны нового поколения с широкими тактическими возможностями, в конечном счёте, зависит конкурентоспособность ВО. Всё это делает особенно актуальными вопросы подготовки и совершенствования её кадрового состава и обосновывает выбор ВО в качестве базы для теоретико-прикладных исследований.

Система профессиональной подготовки кадров является важной составной частью и одной из обеспечивающих подсистем ВО, создавая необходимые условия успешного функционирования всех остальных её элементов. Являясь по существу, социально-экономической, данная образовательная система своей основной задачей ставит сбалансированное насыщение подразделений ВО компетентными специалистами с высшим образованием, способными профессионально выполнять функциональные обязанности в быстро изменяющихся условиях рыночных отношений, применяя арсенал необходимых методов и современных компьютеризованных технических средств, стремящимися к профессиональному самообразованию и личностно-профессиональному саморазвитию. При этом существенной особенностью является необходимость подготовки специалистов не только технического, но и юридического и управленческого профилей, прежде всего в образовательных учреждениях МВД России, поскольку именно они играют ведущую роль в системе профессиональной подготовки кадров для ВО.

Качественное выполнение образовательным учреждением МВД России возложенных на него государством обязанностей по подготовке компетентных специалистов указанных профилей для ВО предполагает совершенствование образовательных методов, применение компьютеризованных технических средств, реализующих современные информационные технологии в управлении образовательным процессом, и создание личностно ориентированной системы управления процессом профессиональной профильной подготовки курсантов (слушателей). Перспективным направлением обеспечения данного социального заказа является индивидуализация и дифференциация обучения.

 

Адъюнкт Академии ГПС МЧС России Орлов Павел Александрович сообщил, что реализация кадровой функции МЧС России направлена на сбалансированное насыщение подразделений пожарной охраны подготовленными и компетентными специалистами, способными качественно выполнять задачи по обеспечению пожарной безопасности, применяя арсенал соответствующих методов и современных технических средств. Одним из основных элементов данной функции выступает профессиональная подготовка специалистов  пожарно-технического профиля и, в первую очередь, курсантов (слушателей) в образовательных учреждениях МЧС России.

Протекающие в нашей стране процессы социально-политических и экономических преобразований, выражающиеся, в частности, в реформах органов управления в государстве, законодательной базы и системы образования, привели к существенному усложнению ситуации с подготовкой кадров в области пожарной безопасности.

Важность и актуальность совершенствования системы подготовки кадров с целью обеспечения МЧС России высококвалифицированными специалистами подтверждена приказом МЧС России от 04.12.2006 года № 705, в котором утверждена аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие системы подготовки кадров МЧС России на 2007 – 2009 гг.". Это обуславливает необходимость изучения состояния образовательной системы подготовки специалистов пожарно-технического профиля, разработку и внедрение методов ее совершенствования.

Современное состояние образовательной системы подготовки специалистов государственной противопожарной службы МЧС России, характеризуется большой динамичностью, связанной со значительными изменениями как в технической политике в сфере обеспечения безопасности, так и сфере образования.

Расширение функций сотрудников пожарной охраны, связанное переходом службы пожарной охраны в состав МЧС России, изменения в законодательной сфере и структуры основных нормативных документов, непрерывное совершенствование и усложнение техники в области обеспечения пожарной безопасности, существенно увеличило объем изучаемого материала.

Введение в 2000 г. Образовательного стандарта второго поколения, значительно увеличило общее количество преподаваемых дисциплин, формирующих специальность "Пожарная безопасность", но при этом практически не изменило количество специальных дисциплин.

Вследствие этого даже при незначительном увеличении часов учебной нагрузки существенно уменьшилось количество учебных и, что особенно важно, аудиторных часов, выделяемых на изучения специальных дисциплин. Такое изменение можно проследить на примере специальной дисциплины «Производственная и пожарная автоматика», являющейся типичной и отражающей общую ситуацию в учебном процессе.

Актуальность совершенствования образовательного процесса подтверждается проведенным нами пилотажным исследованием среди специалистов пожарной охраны. Большинство опрошенных специалистов считают уровень подготовки выпускников не достаточным.

От качества кадрового состава подразделений пожарной охраны непосредственно зависит уровень пожарной безопасности в России. Поэтому усложнение условий подготовки специалистов пожарно-технического профиля, отрицательно влияющее на это качество, делает особенно актуальными исследования, разработку и применение специальных мер по совершенствованию системы подготовки специалистов пожарно-технического профиля.

 

Начальник кафедры пожарной автоматики доктор технических наук профессор Фёдоров Андрей Владимирович рассмотрел вопросы  применения компьютерных средств обучения на кафедре пожарной автоматики Академии ГПС МЧС России.

Положительные возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения достаточно хорошо известны. Их применение активизирует учебный процесс, повышает познавательный интерес, ускоряет обобщение и систематизацию знаний.

Вместе с тем для эффективного применения компьютерных технологий в обучении необходима реализация дополнительных условий, основными из которых являются:

- готовность преподавателя к использованию компьютера в учебном процессе;

- разработка педагогического программного обеспечения;

структуризация и тщательный отбор информационного учебного материала;

- разработка и опытно-экспериментальная проверка методики применения компьютерных программ в процессе обучения.

К настоящему времени на кафедре пожарной автоматики Академии ГПС МЧС России разработаны и успешно применяются следующие компьютерные средства обучения (КСО) и дополнительные программные средства:

1. Компьютерные учебники и учебные пособия (5 наименований).

2. Компьютерный лабораторный практикум (мультимедийные интерактивные обучающие программы), включающий  две лабораторные работы.

3. Контрольно-обучающие программы "Контроль знаний" по разделам "Производственная автоматика предотвращения пожаров и взрывов", "Пожарная сигнализация" [2].

4. Компьютерные презентации курса лекций по дисциплине "Производственная и пожарная автоматика"

Основным направлением работ, проводимых на кафедре, является  увеличение объема компьютеризованного учебного материала, наращивание функций, создание  программно-технического комплекса, включающего, в общем случае, несколько КСО, а также дополнительные компьютерные программы и технические средства. В результате планируется создание компьютерной обучающей системы, предназначенной для подготовки по определенным разделам дисциплины "Производственная и пожарная автоматика", в которой реализуется полный комплекс основных педагогических задач.

Проведенные  исследования позволили определить общие требования к составу и техническим характеристикам разработанной автоматизированной системы обучения (АСО). Она должна обеспечивать решение поставленных образовательных задач с учетом развития техники в области пожарной безопасности. В состав АСО должно входить оборудование и программное обеспечение, применяемое в промышленной автоматизации на современных объектах, а также специально разработанные модули, контрольные и обучающие программы.

В разработанной АСО повышена эффективность обучения за счет обеспечения возможности детального изучения основ функционирования и структуры построения различных автоматических устройств и систем управления технологическим процессом, в том числе систем пожарной автоматики. Структурная схема АСО представлена на рисунке 1.

Размещение  технических средств АСО в помещении учебной  аудитории представлено на рисунке 2.

Для изучения способов построения АСУ на основе  программируемых контроллеров в заявляемой системе использованы процессорные блоки, имеющие различные варианты исполнения на основе локальных сетей со стандартными  интерфейсами RS-232, RS-485, Ethernet.

АСО может быть использована  как для индивидуального и (или) группового обучения студентов, так и для повышения квалификации специалистов по проектированию, эксплуатации и техническому обслуживанию автоматизированных систем управления технологическим процессом, в частности систем пожаровзрывобезопасности промышленных объектов.

 

Рис. 1. Структурная схема АСО:

1 – блок вспомогательного оборудования; 2 – блок оповещения;

3 – блок датчиков; 4 – блок контрольно-измерительных приборов;

5 ‑ блок исполнительных элементов; 6 – первый процессорный блок;

7 ‑ второй процессорный блок; 8 – блок индивидуального обучения;

9 – блок коллективного отображения учебных программ

Работа авторов Членова А.Н., Фёдорова А.В., Фомина В.И., Буцынской Т.А, Орлова П.А. "Комплекс патентов на полезную модель РФ "Автоматизированная система обучения"   была выдвинута на конкурс Национальной академии наук пожарной безопасности НАНПБ и была удостоена  премии за лучшую работу по итогам 2010 г. в области пожарной безопасности.

 

 

Рис. 2. Размещение технических средств АСО в помещении учебной аудитории

 

После запланированных докладов состоялась открытая дискуссия, в которой участие участники семинара обменялись мнениями.

В рамках семинара обсуждались тенденции в области разработки и производства приемно-контрольных приборов в нашей стране и за рубежом.

Публикации по теме семинара № 9  опубликованы в Интернет-журнале "Технологии техносферной безопасности" (http://ipb.mos.ru/ttb) и журнале "Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций".

 


Публикации семинара № 9

Членов А.Н., Дровникова И.Г., Буцынская Т.А., Орлов П.А. Автоматизация контроля обученности в процессе подготовки специалистов для систем безопасности

 

Членов А.Н., Буцынская Т.А., Дровникова И.Г., Орлов П.А. Компьютеризация процесса подготовки специалистов пожарной безопасности

 

Орлов П.А. Анализ математической модели процесса обучения

 

Справки по телефонам: (495) 362-70-30,  589-41-56
e-mail: gildia@takir.rus
Интернет: www.npgb.ru

 

  Разработчик - НИО АСИТ:  тел. (495) 682-10-31  
ntp-tsb@academygps.ru    ntp-tsb@mail.ru  

 

Конференции 
по системам безопасности
 

Семинар ЕСБ

Семинар № 1

Семинар № 2

Семинар № 3

Семинар № 4

Семинар № 5

Семинар № 6

Семинар № 7

Семинар № 8

Семинар № 9

Семинар № 10
Семинар № 11

Семинар № 12

Научный портал "Технологии 
и системы безопасности"
  

Интернет-журнал
"Технологии техносферной безопасности

Диссертационные
советы