Постоянно действующий открытый семинар
"ЭЛЕКТРОННЫЕ  СИСТЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ"

 

Семинар № 14 (27 ноября 2014 г.) 
"Стандартизация и нормативное обеспечение автоматизированных систем безопасности"

В рамках 23 международной научно-технической конференции "Системы безопасности - 2014" 27 ноября 2014 г. в Академии ГПС МЧС России состоялось заседание постоянно действующего открытого семинара “Электронные системы безопасности.

 

Рабочий президиум семинара

доктор технических наук, профессор Федоров Андрей Владимирович - председатель семинара;

доктор технических наук, профессор Анатолий Николаевич Членов ‑  заместитель председателя семинара;

кандидат технических наук,   доцент Татьяна Анатольевна Буцынская ‑ секретарь семинара.

 

В работе семинара приняли участие представители следующих организаций:

Академия ГПС МЧС России, Научно-исследовательский центр (НИЦ) "Охрана" МВД России, НОУ "Институт электронных систем безопасности", Московский государственный машиностроительный университет, представители территориальных подразделений МЧС России.
 

 

Семинар открыл профессор Членов Анатолий Николаевич.

Он приветствовал участников конференции и семинара "Электронные системы безопасности", объявил состав участников и порядок выступлений.

Отметил, что тематика секции "Проблемы автоматизации систем безопасности" в значительной степени совпадает с тематикой семинара, целью которого при его образовании было заявлено обсуждение актуальных проблем пожарной и противокриминальной безопасности. Из широкого круга вопросов, рассматриваемых на сегодняшнем заседании, следует выделить несколько актуальных направлений, существенно влияющих на развитие технического прогресса в области систем безопасности. Одним из таких направлений является стандартизация и нормативное обеспечение автоматизированных систем безопасности.

Поэтому в рамках работы секции это направление выделяется как основное в тематике семинара.

 

Сотрудник Научно-исследовательского центра "Охрана" МВД России полковник полиции Климов Александр Валентинович рассказал о нормативно-методических аспектах обеспечения комплексной безопасности объектов кредитно-финансовой системы, осуществляющих дистанционное банковское обслуживание.

 

 

В настоящее время одной из наиболее острых проблем для правоохранительной и кредитно-финансовой систем Российской Федерации является стремительный рост числа преступлений, связанных с криминальными посягательствами на банковские устройства самообслуживания, основу которых составляют банкоматы и платежные терминалы.

Для решения этой проблемы необходим консолидированный комплексный подход и понимание со стороны всех заинтересованных сторон: государственных органов – Центрального банка Российской Федерации и МВД России, банковского сообщества – кредитных организаций, являющихся собственниками банкоматов. Кроме того, необходимо привлечение ведущих ученых, инженеров и экспертов по вопросам обеспечения безопасности объектов кредитно-финансовой сферы и защиты банковских устройств самообслуживания от преступных посягательств. Перечень основных разработанных нормативных документов в данной области представлен на рисунке.

 

 

Рис. Основные нормативно-методические документы Банка России, МВД России и Росстандарта
по обеспечению комплексной безопасности объектов кредитно-финансовой системы

 

В 2013 году Научно-исследовательским центром "Охрана" МВД России (головной научно-технической и экспертной организацией МВД России по решению проблем и реализации государственной научно-технической политики в области защиты имущества и объектов от противоправных посягательств) были проведены работы по формированию комплекса технических средств безопасности для противокриминальной защиты банкоматов и разработаны "Рекомендации по организации комплексной централизованной охраны банковских устройств самообслуживания" (Р 78.36.045-2013 МВД России), которые были утверждены на научно-практической секции Главного управления вневедомственной охраны МВД России.

В данных Рекомендациях МВД России нашли отражение все важнейшие аспекты противокриминальной защиты банкоматов, изложена современная классификация банковских устройств самообслуживания, определены модели нарушителей; систематизированы основные виды криминальных угроз банковским устройствам самообслуживания и даны практические рекомендации по защите от каждой из таких угроз; приведено системное категорирование мест размещения банковских устройств самообслуживания в зависимости от вероятности возникновения криминальных угроз; изложены требования по инженерно-технической укрепленности и оборудованию средствами охраны, как самих банкоматов, так и зон их размещения; даны конкретные практические рекомендации по применению наиболее надежных и эффективных средств охранной сигнализации, в том числе различных видов охранных извещателей и средств тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения (начиная от видеокамер, устанавливаемых в самих банкоматах, зонах самообслуживания и сервисных зонах и заканчивая видеосерверами и рабочими местами операторов); даны рекомендации по выбору и применению систем передачи тревожных извещений по различным каналам связи, технических средств активной защиты банкоматов от взлома, хищения, установки скимминговых устройств, вскрытия кассет с наличными деньгами, а также средств позиционирования и поиска банковских устройств самообслуживания (в случае их хищения).

Данные рекомендации МВД России были разработаны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о полиции, о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, положениями нормативных документов и рекомендаций Центрального банка Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также требований национальных и межгосударственных стандартов в области тревожной сигнализации и противокриминальной защиты.

 

 

Доцент Московского машиностроительного университета кандидат технических наук Антоненко Андрей Александрович представил новый государственный стандарт в области систем комплексной безопасности объектов.

 

 

Стволы гидравлические лафетные с дистанционным управлением (СГЛДУ) могут использоваться в составе комплексных систем обеспечения безопасности населения и территорий не только для пожаротушения но и: охлаждения строительных и технологических конструкций, а также больших поверхностей резервуарных парков и участков территорий; для осаждения облаков ядовитых или радиоактивных газов, паров и пыли, возникших в результате химических или радиационных аварий; для орошения водой или для обработки водными смесями площадей территории с травяной, с кустарниковой или с древесной растительностью; для сдерживания проявлений общественного беспорядка, осуществляемого группами экстремально настроенных лиц в местах массового скопления людей.

С целью упорядочения технических требований к таким устройствам для данных областей применения разработан ГОСТ Р 55622-2013 "Системы безопасности комплексные. Стволы гидравлические лафетные с дистанционным управлением. Общие технические условия".

Стандарт устанавливает назначение, общие принципы и технические требования по построению, применению и эксплуатации СГЛДУ, предназначенных для защиты объектов: административных, производства продукции, жизнеобеспечения населения, оказания услуг населению, общественных, жилых, для защиты окружающей объекты природной среды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Основное содержание стандарта составляют разделы: классификация, общие технические требования, требования безопасности, правила приемки и контроля, методы испытаний.

Значительный практический интерес представляют приложения:

А. Ситуационный план локализации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах.

Б. Формы эксплуатационных документов по стационарному применению, техническому обслуживанию и ремонту гидравлических стволов с дистанционным управлением в составе комплексных систем безопасности объектов.

Стандарт вступает в силу с 01.01.2015 г. Его применение расширит возможности использования СГЛДУ в системах комплексной безопасности объектов хозяйствования в России.

 

Значительный интерес вызвали доклады сотрудников НИЦ "Охрана" МВД России: докладчик подполковник полиции Самышкина Елена Вадимовна, содокладчик – д.т.н. профессор Членов Анатолий Николаевич, о стандартизации в области систем тревожной сигнализации и противокриминальной защиты.

 

 

 

В первом докладе рассмотрена важность и основные принципы стандартизации в области систем тревожной сигнализации и противокриминальной защиты.

Стандартизация является неотъемлемой частью системы управления качеством, в которой она играет роль регулирующего звена и регламентирует требования к продукции. Отсутствие такой системы управления недопустимо, особенно когда речь идет о технических средствах обеспечения безопасности объектов различных категорий, включая места массового пребывания людей.

Вместе с тем, интенсивное развитие науки, техники и информационных технологий, совершенствование и создание новых видов средств безопасности с учетом применения новых способов совершения преступлений против собственности требует формирования и оперативного обновления нормативных требований к техническим средствам охраны (ТСО), которые устанавливаются в соответствующих национальных, межгосударственных и международных стандартах.

Важность стандартизации в направлениях "технические средства и системы охранной сигнализации" и "технические средства противокриминальной защиты" подтверждается тем, что они были определены в качестве приоритетных при формировании Комплексного межведомственного плана мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г., находящегося на контроле первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова [2].

Стандартизация в области технических средств безопасности в настоящее время попадает под область деятельности технического комитета по стандартизации ТК 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты", который образован и функционирует на базе Федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский Центр "Охрана" МВД России.

Членами ТК 234 за четверть века его функционирования стали более 50 научных и производственных организаций – разработчиков и изготовителей технических средств охраны и их комплектующих, представители обществ (ассоциаций) и союзов потребителей, научно-технических и инженерных общественных объединений, органов государственного надзора, испытательных Центров (лабораторий) и органов по сертификации, в числе которых находится и Академия ГПС МЧС России.

Только на основе стандартов, имеющих публичную процедуру обсуждения при разработке и внесении изменений, возможно формирование высокопрофессиональной, объективной и независимой от чьих-либо "лоббистских" интересов нормативной базы в данной области.

Стандартизация является препятствием для широкого проникновения на отечественный рынок средств безопасности зарубежного производства, которые не соответствуют условиям применения в России. Это позволяет сохранить высокий уровень надежности охраны объектов и, одновременно, поддержать отечественного производителя ТСО.

Последующее развитие стандартизация в области систем тревожной сигнализации и противокриминальной защиты должно быть ориентировано на реализацию следующих основных принципов: гармонизация, системность и инновационность.

В рамках осуществления гармонизации при разработке национальных стандартов целесообразно придерживаться международных аналогов. Исключение составляют те случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно в силу климатических и географических особенностей, технических особенностей отечественного производства. После вступления России в ВТО реализация данного принципа приобретает важное значение.

Особое значение имеет реализации второго принципа стандартизации – системности. Системный подход должен учитывать разработку не "единичного" документа, а создание целой серии взаимоувязанных стандартов, которые реализуют детальный подход к отдельным современным техническим средствам и модулям в составе подсистем, входящих в систему централизованного наблюдения, в том числе: программному обеспечению, взаимодействию и интероперабельности компонентов, сетевому оборудованию пункта централизованного наблюдения и др.

И, наконец, относительно реализации третьего принципа – инновационности. Стандартизация вносит важный вклад в инновации и является основным помощником для подтверждения соответствия характеристик продукции. Это происходит только в том случае, если стандарты являются результатом работы лучших специалистов и содержат не только общие, но и конкретные знания в области охраны. Стандарты, которые не отвечают современным требованиям, препятствуют инновациям. Регулярный пересмотр и переиздание стандартов позволяет учитывать последние достижения в технологиях обеспечения безопасности. Для того чтобы стандарты не тормозили развитие ТСО, составляющих системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения. "Опережающая" стандартизация должна учитывать перспективные виды продукции, серийное производство которых находится только в начальной стадии.

Таким образом, реализация рассмотренных принципов, обеспечивает высокое качество и конкурентоспособность российских ТСО на мировом рынке, а также их надежную работу в составе систем тревожной сигнализации и противокриминальной защиты объектов.

В втором докладе Самышкина Елена Вадимовна рассмотрела состояние международной стандартизация в области систем тревожной сигнализации и электронных систем безопасности и участие в ней России.

В условиях членства России в ВТО складывается положение, при котором отсутствие национальных стандартов будет компенсировано действием международных стандартов, требования многих из которых, могут оказаться осознанно заниженными с целью удешевления продукции для более активного продвижения на международный рынок. В связи с этим, Россия должна активно участвовать в работе международных технических комитетов по стандартизации.

Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности являются областью деятельности технического комитета по стандартизации международной электротехнической комиссии – МЭК ТК 79. В своей работе МЭК ТК 79 тесно взаимодействует со следующими международными техническими комитетами, подкомитетами и группами, такими как:

ИСО/МЭК/ITU-TSAG-S – Стратегическая консультационная группа по вопросам безопасности;

ИСО/ТК21/ПК3 – Обнаружение пожара и системы тревожной сигнализации;

ИСО/ТК22/ПК17 – Дорожный транспорт/видеомониторинг;

ИСО/ТК22/ПК3/РГ1 – Дорожный транспорт/ электро- и электронная аппаратура;

ИСО/ТК 223/РГ5 – Общественная безопасность – видеонаблюдение;

ИСО/ТК09/РГ46 – Электрическое оборудование и системы.

В последние годы работа в МЭК ТК 79 значительно активизировалась, причинами этого стали: появление в мире новых видов социальных и экономических угроз, ухудшение криминогенной обстановки ряда стран, а также заинтересованность стран в утверждении требований национальных стандартов на международном уровне для продвижения своей продукции на мировой рынок.

Подтверждением такой активизации служит появление новых направлений стандартизации в рамках МЭК ТК 79, таких как: "системы контроля доступа", "системы охранные телевизионные" (для обеспечения общественной безопасности, в том числе и на станциях метро), "социальные системы тревожной сигнализации" (для людей с ограниченными возможностями). Только за последние пять лет, разработаны и приняты 29 новых стандартов и 12 проектов стандартов МЭК на системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности.

Интересы России в МЭК ТК 79 представляет, пользуясь полномочиями, предоставленными Росстандартом, технический комитет по стандартизации МТК ТК 234 "Системы тревожной сигнализации противокриминальной защиты", который функционирует на базе ФКУ НИЦ "Охрана" МВД России.

Основные задачи, которые поставлены правительством перед российским ТК в "зеркальном" международном комитете, следующие:

·  максимальный учет национальных интересов;

· продвижение национальных стандартов в качестве международных;

·  возможность применения международного стандарта в Российской Федерации, а также использования его в качестве основы разработки национальных стандартов;

·  недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в Российской Федерации в большей степени, чем это предусмотрено национальным законодательством;

·  недопустимость принятия таких международных стандартов, требования которых противоречили бы требованиям национальных стандартов, регулирующих вопросы, касающиеся продукции (работ, услуг), поставляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

· обеспечение условий для единообразного применения в Российской Федерации международных и национальных стандартов.

Решению данных задач посвящена деятельность ТК 234, имеющего значительный опыт в разработке не только отечественных, но и межгосударственных стандартов. Этому способствует то, что из 34 национальных ТК, составляющих МЭК ТК 79, Россия входит в пятнадцать, имеющих статус "активных" членов.

Таким образом, созданы условия для эффективного участия России в международной стандартизации в области систем тревожной сигнализации и электронных систем безопасности.

 

В процессе проведения семинара с докладами, сообщениями и дополнениями выступили д.т.н профессор Фёдоров А.В., сотрудник НИЦ "Охрана" МВД России Николаев В.А., адъюнкт Академии ГПС МЧС России Костюченко Д.В. и др.

Доклады опубликованы в сборнике трудов конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Разработчик - НИО АСИТ:  тел. (495) 682-10-31  
 ntp-tsb@mail.ru  

 

Конференции 
по системам безопасности
 

Семинар ЕСБ

Семинар № 1

Семинар № 2

Семинар № 3

Семинар № 4

Семинар № 5

Семинар № 6

Семинар № 7

Семинар № 8

Семинар № 9

Семинар № 10

Семинар № 11

Семинар № 12

Семинар № 13
Семинар № 14

Научный портал "Технологии 
и системы безопасности"
  

Интернет-журнал
"Технологии техносферной безопасности

Диссертационные
советы