Постоянно действующий открытый семинар
"ЭЛЕКТРОННЫЕ  СИСТЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ"

 

Семинар № 15 (26 ноября 2015 г.) 
"Актуальные вопросы подготовки специалистов в области систем безопасности"

26 ноября 2015 г. в рамках международной научно-технической конференции "Системы безопасности – 2015" в Академии ГПС МЧС России состоялось заседание постоянно действующего открытого семинара “Электронные системы безопасности”

 

Рабочий президиум семинара

Доктор технических наук, профессор Фёдоров Андрей Владимирович ‑  председатель семинара;

Доктор технических наук, профессор, Анатолий Николаевич Членов - заместитель председателя семинара;
         Адъюнкт Академии ГПС МЧС России А.А-Б. Гаплаев ‑ секретарь семинара.

 

В работе семинара приняли участие представители следующих организаций: Академия ГПС МЧС России, Научно-исследовательский центр (НИЦ) "Охрана" МВД России, НОУ "Институт электронных систем безопасности", Московский государственный машиностроительный университет, ведущих фирм в сфере обеспечения безопасности.

 

Семинар открыл профессор Членов Анатолий Николаевич.

Он приветствовал участников секции "Проблемы автоматизации систем безопасности" и семинара "Электронные системы безопасности", объявил состав участников и порядок выступлений.

Отметил, что активное развитие автоматики не только в промышленности, но и других сферах жизнедеятельности обусловлено в основном двумя причинами. Во-первых, резкое ускорение протекающих процессов требует ускорение принятия управленческих решений, следовательно автоматизация обеспечивает повышение производительности, качества, эффективности результата управления. Второй не менее важной причиной является обеспечение безопасности. В промышленности – обеспечение безопасности технологического процесса от угроз аварии, взрыва, экологической катастрофы. В других сферах жизнедеятельности – экономике, торговле, социальной сфере и т.д. – безопасность от угроз природного, криминогенного и иного характера.

На заседании значительное количество запланированных докладов и выступлений посвящено разным аспектам обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества.

 

Сотрудник Научно-исследовательского центра "Охрана" МВД России полковник полиции Климов Александр Валентинович рассказал о результаты экспериментальных исследований тепловых процессов при взломе банкоматов с использованием газового резака.

Целью исследований являлась оценка возможности формирования канала обнаружения взлома банкомата в комбинированном извещателе тревожной сигнализации [1].

Одним из применяемых преступниками вариантов взлома банкомата является тепловое разрушающее воздействие на него с использованием газового резака. Такое воздействие может привести к пожару на объекте в результате воздействия искр и теплового нагрева корпуса банкомата. Своевременное обнаружение таких противоправных действий системой тревожной сигнализации приведёт не только к повышению эффективности охраны, но и к повышению пожарной безопасности объекта.

В процессе нанесения разрушающего воздействия на банкомат с использованием газового резака были проведены измерения температуры воздуха внутри сейфового отсека банкомата. Результаты измерений температуры приведены на рис. 1.

 

Как видно из рис. 1, продолжительность времени от начала воздействия до момента сквозного прожигания корпуса сейфового отсека банкомата составляет примерно 25 с. В течение этого времени температура воздуха, первоначально зафиксированная на уровне 21 °С, остаётся практически неизменной.

После прожигания сквозного отверстия, начиная с момента времени t1 = 27 c, при котором температура воздуха внутри банкомата была зафиксирована на уровне T1 = 21 °С наблюдается быстрый рост температуры воздуха со скоростьюV(t), °С/мин.,

Скорость нарастания температуры воздуха в сейфовом отсеке банкомата при сквозном термическом разрушении его корпуса составляет:

Полученные высокие значения амплитуды искорости нарастания температуры воздуха в сейфовом отсеке банкомата при сквозном термическом разрушении его корпуса дают основания полагать, что данные параметры могут быть использованы как дополнительные информационные признаки взлома банкомата, осуществляемого с использованием газорежущего оборудования.

В качестве средств обнаружения данного признака могут использоваться дифференциальные и (или) максимально-дифференциальные пожарные извещатели. Однако следует иметь ввиду, что при этом к ним должны предъявляться жёсткие требования по инерционности, так как длительность взлома, по данным эксперимента, составляет около 15 с.
 

В своем докладе сотрудник Научно-исследовательского центра "Охрана" МВД России Николай Алексеевич Рябцев представил разработанные в Центре рекомендации по выбору и применению охранных поверхностных звуковых извещателей для блокировки остеклённых конструкций закрытых помещений.

Одним из наиболее распространённых в криминальной практике и опасных способов незаконного проникновения нарушителей в охраняемые помещения или хранилища ценностей является механическое разрушение стёкол (стеклопакетов), установленных в оконных проёмах, витринах, остеклённых дверных и других строительных или защитных конструкциях помещений, либо являющихся элементами структурного остекления зданий.

Для блокировки "на разрушение" таких конструкций, выполненных с применением различных видов и классов листовых (в том числе защитных) стёкол и стеклопакетов, в настоящее время наиболее активно используются извещатели охранные поверхностные звуковые (далее – звуковые извещатели), а также совмещённые извещатели (охранные поверхностные звуковые с охранными объёмными оптико-электронными)[1].

Возникающие существенные трудности при проектировании систем охранно-пожарной сигнализации, использующие такие извещатели, связаны с необходимостью учёта особенностей их принципа действия, монтажа и настройки, условий эксплуатации.

В разработанном в НИЦ "Охрана" методическом пособии приведены описания конструктивных особенностей, функциональных возможностей и основных тактико-технических характеристик различных типов и модификаций звуковых и совмещённых с ними извещателей, предназначенных для блокировки остеклённых конструкций закрытых помещений и хранилищ ценностей на объектах различных видов и категорий, различающихся степенью материальной или социальной значимости, государственной важности или потенциальной опасности, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны полиции.

Применение данного методического пособия позволит подразделениям вневедомственной охраны полиции, другим организациями компаниям, работающим в сфере обеспечения безопасности осуществлять обоснованный выбор, правильно устанавливать, подключать, настраивать, тестировать, эксплуатировать и обслуживать звуковые и совмещённые
с ними извещатели, обеспечит технических специалистов необходимой дополнительной информацией по выбору оптимальных мест размещения извещателей в охраняемых помещениях или хранилищах ценностей, правильному подключению извещателей к объектовым средствам систем централизованного наблюдения, методам регулировки дальности действия
и тестирования извещателей на охраняемом объекте, правилам выбора алгоритма функционирования и работы индикации в зависимости от тактики охраны объекта, порядку проведения технического обслуживания и контроля работоспособности извещателей в процессе их эксплуатации.

 

Значительный интерес  вызвал доклад заместителя генерального директора фирмы "Сигма-ИС" кандидата технических наук Александра Кузьмича Крахмалева. В нем на примере новейших разработок фирмы были рассмотрены особенности современного этапа развития интегрированных систем безопасности.

Изложены особенности проекта нового закона "О стандартизации в Российской Федерации".

С 2002 г. до настоящего времени нормативно-правовую основу стандартизации и сертификации определяет Федеральный закон №184-ФЗ "О техническом регулировании". Он отменил действующие на то время федеральные законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" и тем самым породил множество проблем в области национальной системы стандартизации. О недостатках этого закона и о проблемах, связанных с практикой его применения, написано множество статей и других публикаций, в которых, в частности, указывалось на необходимость принятия нового закона о стандартизации. Очевидно, критика возымела своё действие и в октябре 2014 г. Государственная Дума РФ единогласно приняла в первом чтении проект соответствующего федерального закона [1], разработанный Министерством промышленности и торговли РФ. Проект ФЗ согласован с рядом министерств и ведомств и был внесен в Правительство РФ в мае 2013 г.

В пояснительной записке к проекту ФЗ было отмечено, что "сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона "О техническом регулировании" не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции. Увеличился разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации".

Проект ещё не принят (на момент написания данного доклада), в окончательной редакции возможны изменения. В целом проект нового ФЗ сохраняет принципы, принятые в международной практике и в международных соглашениях в сфере стандартизации, заявленные в ФЗ "О техническом регулировании".

Отметим некоторые особенности проекта нового ФЗ, связанные с его влиянием на практику разработки национальных стандартов, в частности, в области систем безопасности:

- добровольность применения национальных стандартов;

- стандарты разрабатываются на основе консенсуса (согласие квалифицированного большинства членов технического комитета по стандартизации);

- публичность обсуждения и рассмотрения проектов стандартов;

- гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами;

- установления в стандартах требований, обеспечивающих возможность контроля их выполнения;

- разработчиком национальных стандартов является любое юридическое или физическое лицо, общественное объединение;

- повышение роли технических комитетов в разработке стандартов (в том числе проведение экспертизы проектов стандартов, представление в Росстандарт предложения о принятии или отклонении проектов).

Кроме того, при разработке национальных стандартов необходимо учитывать новые редакции следующих основополагающих стандартов, в которых также есть определенные изменения:

ГОСТ Р 1.2-2014. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

ГОСТ Р 1.5-2012. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 1.1-2013. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности.

Положения нового ФЗ и новых документов по стандартизации позволяют сделать вывод, что в разработке стандартов основная роль принадлежит техническим комитетам по стандартизации, объединяющим на добровольной основе и на условиях равного представительства представителей государственных и негосударственных организаций, прежде всего, представителей промышленности и потребителей продукции.

 

В процессе проведения семинара с докладами, сообщениями и дополнениями выступили д.т.н профессор Фёдоров А.В., сотрудник НИЦ "Охрана" МВД России Николаев В.А., доцент ММУ  Антоненко А.А. и др.

Доклады опубликованы в сборнике трудов конференции.

Справки по телефонам: (495) 617-26-19.
e-mail: gildia@takir.rus
Интернет: www.npgb.ru

 

  Разработчик - НИО АСИТ:  тел. (495) 682-10-31  
ntp-tsb@academygps.ru    ntp-tsb@mail.ru  

 

Конференции 
по системам безопасности
 

Семинар ЕСБ

Семинар № 1

Семинар № 2

Семинар № 3

Семинар № 4

Семинар № 5

Семинар № 6
Семинар № 7
Семинар № 8
Семинар № 9
Семинар № 10

Семинар № 11
Семинар № 12
Семинар № 13
Семинар № 14
Семинар № 15
Семинар № 16

Научный портал "Технологии 
и системы безопасности"
  

Интернет-журнал
"Технологии техносферной безопасности

Диссертационные
советы