Постоянно действующий открытый семинар
"ЭЛЕКТРОННЫЕ  СИСТЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ"

 

Семинар № 16 (24 ноября 2016 г.) 
"Совершенствование системы комплексной безопасности объектов дистанционного банковского обслуживания населения "

24 ноября 2016 г. в рамках международной научно-технической конференции "Системы безопасности – 2016" в Академии ГПС МЧС России состоялось заседание постоянно действующего открытого семинара “Электронные системы безопасности”

 

Рабочий президиум семинара

Доктор технических наук, профессор Фёдоров Андрей Владимирович ‑  председатель семинара;

Доктор технических наук, профессор Анатолий Николаевич Членов - заместитель председателя семинара;
         Кандидат технических наук, доцент Татьяна Анатольевна Буцынская ‑ секретарь семинара.

 

В работе семинара приняли участие представители Академии ГПС МЧС России, Научно-исследовательского центра (НИЦ) "Охрана" Росгвардии, НОУ "Институт электронных систем безопасности", Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, организаций и фирм, сотрудники территориальных подразделений МЧС России.

 

Семинар открыл профессор Членов Анатолий Николаевич.

Он приветствовал участников конференции и семинара "Электронные системы безопасности", объявил состав участников и порядок выступлений.

Отметил, что тематика семинара в рамках секции "Проблемы автоматизации систем безопасности" определена тематикой характерных докладов, посвящённых системам комплексной безопасности объектов кредитно-финансовой сферы. Это направление в настоящее время активно развивается в связи с обострением социально-экономической ситуации в России. Данное направление как наиболее актуальное может быть выделено из широкого круга вопросов, рассматриваемых на сегодняшнем заседании. Можно утверждать, что оно существенно влияет на развитие технического прогресса в области систем безопасности.

Как показывает статистика, наряду с быстрым развитием системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и повсеместным распространением БУС, с помощью которых население получает заработную плату и социальные пособия, осуществляет дистанционную оплату услуг, происходит активизация криминальных элементов и сообществ, осуществляющих хищения денежных средств из банкоматов и платежных терминалов посредством их взлома, кражи или разрушения, нередко сопровождающихся взрывами, поджогами и другими общественно опасными преступлениями.

 

Сотрудник Научно-исследовательского центра "Охрана" Росгвардии полковник полиции Климов Александр Валентинович доложил о экономической эффективности обеспечения комплексной безопасности объектов дистанционного банковского обслуживания.

Важнейшим показателем эффективности систем комплексной безопасности объектов дистанционного банковского обслуживания (ДБО) на основе новых методов и алгоритмов обеспечения безопасности является снижение материального ущерба, связанного со взломами, взрывами, пожарами (поджогами) на объектах ДБО и хищением денежных средств.

На территории России в настоящее время функционируют 237,4 тыс. банкоматов и платёжных терминалов (Nр), что составляет 8 % (Кр) от их общего количества (Nм1) в России и за рубежом (около 3 млн устройств). При этом, по прогнозам международной организации Retail Banking Research, количество банкоматов в мире к 2020 году увеличится (Nм2) до 4 млн, то есть общий прирост банкоматов (DNм = Nм2 Nм1) составит 1 млн. Таким образом, с учётом доли России на этом рынке, можно прогнозировать, что количество банковских устройств самообслуживания (БУС) в нашей стране (DNр) в течение ближайших 5 лет (Трб) увеличится на 320 тыс., то есть ежегодный прирост составит:

DN1 = DNр/Трб = 16000.

По данным Ассоциации российских банков, размер ущерба от взлома одного банкомата и кражи из него наличных денежных средств (S1) составляет в среднем 3,5 млн рублей. При этом, по статистике МВД России, озвученной на конференции "Безопасность денежных средств, обращаемых в банковской сфере", в 2014 году был зафиксирован 1431 случай (Nвб) криминального взлома банкоматов и хищения из них наличных денежных средств, что в процентном отношении к общему числу банкоматов на территории России составляет:

Kвб = Nвб/Np×100 %= 0,6 %.

Для расчёта предполагаемого экономического эффекта допустим, что внедрение эффективной системы комплексной безопасности объектов ДБО, на основе системы централизованной охраны, позволит обеспечить защиту вновь вводимых в эксплуатацию БУС на объектах ДБО от преступных посягательств.

При этом необходимо учесть, что единовременные затраты на оснащение объекта ДБО (в том числе БУС) системой охранно-пожарной сигнализации и противокриминальной защиты (С1), подключенной к пульту централизованного наблюдения вневедомственной охраны, с учётом стоимости проектных, монтажных и пуско-наладочных работ составляют
в среднем 85 тыс. рублей, ежегодные затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования (С2), используемого для обеспечения комплексной безопасности объекта ДБО, составляют в среднем 36 тыс. рублей. При этом затраты на обеспечение в круглосуточном режиме централизованной охраны объекта ДБО оперативным подразделением вневедомственной охраны МВД России (С3) составляют 150 тыс. рублей в год.

Экономический эффект (E4) от внедрения мероприятий по обеспечению комплексной безопасности вновь вводимых в эксплуатацию БУС
в рассматриваемом пятилетнем периоде перспективного развития системы ДБО в России с использованием БУС составит:

где    Tрб – число лет рассматриваемого периода перспективного развития БУС (Tрб = 5);

S1 – среднестатистический размер ущерба от взлома одного банкомата и кражи из него наличных денежных средств, тыс. руб. (S1 = 3500 тыс. руб.);

Ci   – группа затрат на обеспечение комплексной безопасности объекта ДБО;

i – индекс вида группировки затрат на обеспечение комплексной безопасности объекта ДБО;

Q – количество видов группировки затрат на обеспечение комплексной безопасности объекта ДБО (Q = 3).

Расчётные значения предполагаемого экономического эффекта
от внедрения разрабатываемых мероприятий по обеспечению комплексной безопасности объектов ДБО приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Предполагаемый экономический эффект

Предполагаемый экономический эффект, тыс. руб. в год

Суммарный экономический эффект за период
с 2016 г. по 2020 г., тыс. руб.

2016

2017

2018

2019

2020

309 984

318 144

318 144

318 144

318 144

1 582 560

 

На рис. 1 представлены результаты расчётов предполагаемого экономического эффекта от обеспечения комплексной безопасности объектов ДБО в регионах с наибольшей (Калининградская и Иркутская области) и наименьшей (Дагестан и Чеченская республики) обеспеченностью населения банкоматами и платёжными терминалами, а также в среднем по Российской Федерации.

 

Экономический эффект в регионах с наибольшей и наименьшей обеспеченностью БУС, тыс. руб.

 

 

Рис. 1. Экономический эффект от обеспечения комплексной безопасности объектов ДБО

 

Следовательно, суммарный эффект в течение ближайших пяти лет перспективного развития системы ДБО с использованием вновь вводимых в эксплуатацию БУС, определяемый снижением количества преступлений и материального ущерба, составит 1 582 560 тыс. рублей. Такая значительная величина эффекта является экономическим обоснованием актуальности разработки мероприятий по обеспечению комплексной безопасности объектов ДБО.

 

Доклад сотрудника Академии ГПС МЧС России к.т.н. доцента Буцынской Татьяны Анатольевны был посвящён проблеме обеспечения пожаровзрывобезопасности банковского оборудования при криминальных посягательствах.

Наряду с активным развитием системы дистанционного банковского обслуживания населения, правоохранительные органы многих стран отмечают значительную активизацию преступных сообществ, осуществляющих хищения денежных средств из банковских устройств самообслуживания посредством их взлома на месте установки или кражи их целиком. Такие преступления нередко сопровождаются взрывами и поджогами, которые приводят к повреждению и разрушению не только самих банковских терминалов, но и помещений, в которых они установлены [2, 3].

Преступники постоянно совершенствуют способы хищения наличных денег из банкоматов, для взлома которых используются специальные электроинструменты, газорежущие аппараты, самодельные взрывные устройства. В 2015-2016 годах зафиксированы случаи подрывов и поджогов банкоматов в Ставропольском крае, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях, республиках Северная Осетия, Бурятия, Татарстан, Пермском крае, на Сахалине, в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. При этом статистика показывает, что случаи взрыва банкоматов происходят все чаще, причём не только в крупных городах, но и в небольших удаленных сельских поселениях.

Данная проблема существует не только в России. По числу случаев взлома банкоматов взрывами их сейфовых отсеков с наличными деньгами лидируют Италия, Бразилия, Аргентина и стремительно увеличивает свои показатели Украина.

Анализ данных о расследовании чрезвычайных происшествий и преступлений, связанных с пожарами, подрывами и поджогами банкоматов,  а также с пожарами и разрушениями помещений (зданий, сооружений),  в которых функционируют банковские устройства самообслуживания, показывает, что наиболее типичными являются следующие виды противоправных действий нарушителей.

1. Взлом нижнего кабинета (сейфа) банкомата, в котором расположены кассеты с наличными деньгами, осуществляемый путем закачки внутрь сейфа взрывоопасного газа с последующим подрывом образовавшейся газовоздушной смеси электрическим разрядом. Такой способ взлома, как правило, приводит к значительному разрушению банкомата,  повреждению и разрушению окружающих строительных конструкций,  а также может вызвать пожар в помещении, где установлен банкомат,  в зависимости от вида используемого злоумышленниками горючего газа, паров легковоспламеняющейся жидкости или специально подготовленной взрывоопасной смеси.

2. Умышленный поджог банкомата с целью получения таким образом доступа к наличным денежным средствам или из хулиганских побуждений. В большинстве случаев такие правонарушения совершаются психически нездоровыми людьми или находящимися под воздействием наркотических веществ.

3. Возгорание банкомата из-за неудачной попытки организации взрыва его сейфа с использованием взрывоопасного газа. Причиной такого возгорания, как правило, является неправильный выбор концентрации газовоздушной смеси или времени её воспламенения, а также иные факторы.

4. Пожар (возгорание) в помещении, в котором установлен банкомат, возникший вследствие нарушения норм пожарной безопасности, неосторожного обращения с огнем или других действий.

5. Умышленный целенаправленный поджог помещения (здания,  сооружения) в котором установлен банкомат.

6. Разбойное нападение на инкассаторов при загрузке (выгрузке) наличных денежных средств в банкомат, сопровождающееся поджогом людей и (или) имущества.

По статистике МВД России, в последние годы взлом нижнего кабинета (сейфа) банкомата с целью получения доступа к наличным денежным средствам, чаще всего осуществляется либо с использованием термического газорежущего оборудования, либо путём закачки под давлением внутрь сейфа взрывоопасного газа с последующим его воспламенением.

Представленный анализ показывает, что в настоящее время назрела необходимость создания специальных средств, предназначенных для защиты банкоматов и других хранилищ ценностей от таких видов криминальных посягательств.

 

Профессор Членов Анатолий Николаевич представил недавно опубликованную монографию по тематике семинара авторов: Зайцев А.Г., Климов А.В., Никитин А.А., Членов А.Н. "Основы управления комплексной безопасностью объектов дистанционного банковского обслуживания населения" (под ред. д-ра техн. наук проф. Членова А.Н. – М.: НИЦ "Охрана" МВД России, 2016. 174 с.).

В первой главе книги представлена модель управления безопасностью объектов ДБО, позволяющая учесть влияющие факторы, а также особенности формируемых управляющих воздействий на результат функционирования системы безопасности объектов ДБО. Кроме того, выделены наиболее значимые факторы, которые могут быть изменены в направлении повышения эффективности системы безопасности в результате применения специально разработанных организационных, нормативных и технических методов поддержки управления.

Анализ современных методов управления безопасностью показал, что наиболее эффективным способом обеспечения их комплексной защиты от преступных посягательств является организация централизованной охраны объектов ДБО и размещенных на них БУС силами подразделений вневедомственной охраны МВД России, с применением технических средств охранно-пожарной сигнализации и противокриминальной защиты.

Во второй главе представлены разработанные модели описания и оценки эффективности решения задач управления в системе обеспечения безопасности объектов ДБО

Для оценки эффективности создаваемой системы безопасности разработаны математические модели и определен критерий, основанный на сравнении минимальных оценочных значений показателей действий нарушителя на объекте ДБО и максимальных оценочных значений показателей системы централизованной охраны объекта.

На основе анализа математических моделей разработан алгоритм формирования эффективной системы обеспечения безопасности объектов ДБО, учитывающий уровень их технической укрепленности и инженерной защиты, а также риск преступных посягательств на БУС, установленных на объектах. Применение данного алгоритма позволяет повысить фактический уровень защиты объектов ДБО и реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих формирование эффективной системы их безопасности.

С целью практической реализации алгоритма разработана универсальная комплексная классификация БУС, учитывающая:

- современные варианты конструкционного исполнения банкоматов и платежных терминалов и способы их установки на объектах (шесть конструкционных групп);

- объемы загружаемых наличных денежных средств (три категории материальной значимости);

- функциональные возможности современных банкоматов и платежных терминалов (три функциональные категории);

- степень защиты хранилища наличных денежных средств (девять классов по степени защиты).

Кроме этого, проведено категорирование условий размещения БУС на различных объектах (четыре категории объектов), в зависимости от степени риска возникновения криминальных угроз и уровня противокриминальной защищенности объекта, на котором размещены БУС.

Для повышения эффективности управления персоналом разработан алгоритм управления действиями оперативных служб при выполнении задач по централизованной охране объектов ДБО, который отражает основные этапы взаимодействия дежурного персонала пульта централизованного наблюдения (ПЦН) с оперативными группами вневедомственной охраны, противопожарной службы и представителями собственников объектов ДБО (подразделениями безопасности кредитно-финансовых организаций).

При реализации данного алгоритма учитываются данные о классах БУС и категориях их размещения на различных объектах, необходимые для обеспечения эффективности принимаемых мер по предотвращению и ликвидации опасных ситуаций на объектах ДБО.

В целях минимизации негативного влияния человеческого фактора на управление безопасности объектов ДБО сформирована модель нарушителя, учитывающая мотивацию, уровень подготовки, численность, отношение к охраняемому объекту, степень осведомленности, технической оснащенности, физическое состояние, преследуемые цели и используемые способы незаконного проникновения. По результатам анализа криминальной статистики выделено четыре основные категории нарушителей, совершающих преступления на объектах ДБО.

Полученные данные необходимы для совершенствования методов и технических средств обнаружения несанкционированного проникновения нарушителей на объекты ДБО, предотвращения криминальных воздействий на БУС и кражи из них денежных средств.

В третьей главе представлены результаты исследований методов и средств получения и обработки информации в системе обеспечения безопасности объектов ДБО.

Одним из направлений является повышение функциональной надежности, обнаруживающей способности и помехоустойчивости технических средств обнаружения несанкционированного проникновения на объекты ДБО. Для подтверждения достигнутых результатов приведены краткие описания разработанных и защищенных патентами РФ на изобретения извещателей охранно-пожарной сигнализации, обеспечивающих противокриминальную защиту наиболее уязвимых с точки зрения несанкционированного проникновения на объекты ДБО остекленных строительных конструкций.

Специальным направлением совершенствования методов и средств получения и обработки информации является разработка информационно-управляющего модуля для комплексной охраны БУС. Для создания такого модуля были проведены экспериментальные исследования характеристик сигналов, возникающих при взломе банкоматов и платежных терминалов различными техническими средствами. На основе полученных данных разработаны структурная схема и алгоритм функционирования информационно-управляющего модуля.

В работе использованы материалы публикаций, авторских свидетельств и патентов на изобретения Российской Федерации, полученных авторами монографии, а также подготовленных с их участием учебных, методических и нормативных документов.

Книга предназначена для научных и инженерно-технических работников, занимающихся проблемами проектирования и эксплуатации систем охраны и пожарной безопасности. Она может быть полезна также слушателям курсов повышения квалификации, дополнительного специального образования, студентам технических вузов.

 

В процессе проведения семинара с докладами, сообщениями и дополнениями выступили д.т.н профессор Фёдоров А.В., сотрудник НИЦ "Охрана" Росгвардии Самышкина Е.В., адъюнкт Академии ГПС МЧС России Гаплаев А. А.-Б. и др.

Доклады опубликованы в сборнике трудов конференции.

 

       

 

 

Справки по телефонам: (495) 617-26-19.
e-mail: gildia@takir.rus
Интернет: www.npgb.ru

 

  Разработчик - НИО АСИТ  
ntp-tsb@mail.ru  

 

Конференции 
по системам безопасности
 

Семинар ЕСБ

Семинар № 1

Семинар № 2

Семинар № 3

Семинар № 4

Семинар № 5

Семинар № 6
Семинар № 7
Семинар № 8
Семинар № 9
Семинар № 10

Семинар № 11
Семинар № 12
Семинар № 13
Семинар № 14
Семинар № 15
Семинар № 16

Научный портал "Технологии 
и системы безопасности"
  

Интернет-журнал
"Технологии техносферной безопасности

Диссертационные
советы